Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Ссылки

Мероприятия

Педагогический совет №2 «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения»

Дата проведения: 24.12.2020 - прошло
Место проведения: МДОУ "Детский сад № 5"
Организатор: старший воспитатель: Мокшина О.С.
284 Бесплатно

Цель: совершенствование работы в ДОО по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Повестка дня:

    1 Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.

2 Выступление старшего воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста».

3 Презентация «Виды речевой деятельности» (Липатова Н.Л., воспитатель второй младшей группы).

4 Презентация «Метод наглядного моделирования в развитии речи детей» (Мингалиева М.А., воспитатель подготовительной группы).

5 Презентация «Развитие речи дошкольников через формирование познавательного интереса» (Гайдукова А.А., воспитатель первой младшей группы)

6 Презентация «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников» (Исаева Н.А., учитель-логопед)

7 Мини-игра «Речь педагога особенна» (Мокшина О.С., старший воспитатель)

8 Анализ тематической проверки. Зачитывание справки по результатам проверки.

9 Проект решения педагогического совета.

Ход педсовета:

      1. В начале заседания педагогического совета, в первой его части, слушали информацию заведующей Антоновой Л.В. о выполнении решений, принятых в ходе заседания педагогического совета №1 от 16.10.2020 года.

       Далее с вступительным словом на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста» выступила старший воспитатель Мокшина О.С. Она ознакомила педагогов с тем, что дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

     2. Во второй части заседания педагогического совета воспитатели ДОУ делились опытом работы по данной теме:

Липатова Н.Л. выступила с презентацией на тему «Виды речевой деятельности». В своем выступлении Надежда Леонидовна раскрыла, что речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией. Речь может быть устной (звучащей) и письменной.

      Воспитатель Мингалиева М.А. рассказала о «Методах наглядного моделирования в развитии речи детей». Педагог указала, что Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

     Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

     Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо.  В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

     Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

О «Развитие речи дошкольников через формирование познавательного интереса» рассказала воспитатель Гайдукова А.А. В своем выступлении Алена Александровна подчеркнула, что Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является  одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего,  диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, необходимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Учитель-логопед, Исаева Н.А., в своей презентации «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников» рассказала о том, что речь как  средство общения возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлено нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое средство для решения тех задач ребенка со взрослыми, которые встают перед дошкольником на определенном этапе развития его коммуникативной деятельности, и вытекает из важных для ребенка проблем, связанных с типом  ведущей деятельности. И в дальнейшем развитие речи детей связано с характером их деятельности общения, изменения содержания детского высказывания зависит от изменения формы общения.

 Педагогический опыт изучения особенностей детей с речевым недоразвитием показывает, что недоразвитие речевых средств снижает уровень общения детей, способствует возникновению психологических особенностей (робости, нерешительности, стеснительности), порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, неумение поддержать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению коммуникативной активности.  Несовершенство коммуникативных умений, речевая неактивность не обеспечивают процесс  свободного общения, и в свою очередь, не способствуют познавательной деятельности детей.

3. В третьей части, старший воспитатель провела мини-игру «Речь педагога особенна».

4. Далее присутствующие приняли участие в обсуждении и принятии решений.

Решение педагогического совета:

1. Использовать создание на занятиях и в свободное время проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.

Срок – постоянно. Ответственные – педагоги

2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности и т. п.

Срок – по мере необходимости. Ответственные – педагоги

3. Воспитателям всех групп организовывать тематические вечера, посвященные детским писателям и поэтам.

Срок – постоянно. Ответственные – педагоги

4. Следить за своей речью, её эмоциональностью, интонационной выразительностью, тембром и темпом; строить грамматически правильные высказывания; правильно ставить ударения в словах; не использовать в речи слова-паразиты (как бы) и жаргон.

Срок – постоянно. Ответственные – все сотрудники

5. В родительских уголках групп размещать речевой материал по теме модуля, советы логопеда.

Срок – постоянно. Ответственные – воспитатели, учитель-логопед

       Все решения приняты единогласно.


eea18beab3012d0ae26be1e45fbd1728.jpg Скачать (jpg, 232.69 KB)
af02508bf74469bcefd11bf0bf52f908.jpg Скачать (jpg, 198.64 KB)
К списку
Создано: 24.12.2020 11:08:03   |   Изменено: 24.12.2020 11:09:59
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Правила безопасности в офисе
Фотографии