Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Ссылки

Мероприятия

Педагогический совет №3 «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи в условиях введения ФГОС ДО»

Дата проведения: 25.02.2021 - прошло
Место проведения: МДОУ "Детский сад № 5"
Организатор: старший воспитатель: Мокшина О.С.
1187 Бесплатно

Цель: формирование потребности тесного взаимодействия педагогов с семьей в условиях введения ФГОС ДО.
Задачи:
1 Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи.
2 Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями с участием детей.
3 Создать условия для благоприятного климата взаимодействия: ребенок – родитель – педагог.
Повестка педсовета
1 Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.
2 Выступление старшего воспитателя «Об актуальности проблемы взаимодействия с семьей на современном этапе проблемы взаимодействия с семьей на современном этапе».
3 Выступление «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» (Демина С.В., воспитатель средней группы).
4 Выступление «Аукцион педагогических проектов по взаимодействию с родителями» (Полханова Е.Ю., воспитатель подготовительной к школе группы).
5 Выступление «Трудности специалистов ДОУ при взаимодействия с родителями воспитанников и их причины» (Караченкова Н.В., ИФ)
6 Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (Гомоюрова Л.И., воспитатель старшей группы)
7 Деловая игра «Умники и «Умницы» (Мокшина О.С., старший воспитатель)
8 Анализ тематической проверки. Зачитывание справки по результатам проверки.
9 Проект решения педагогического совета.
Ход педсовета
1 В начале заседания педагогического совета, в первой его части, слушали информацию заведующей Антоновой Л.В. о выполнении решений, принятых в ходе заседания педагогического совета №2 от 24.12.2020 года.
2 Далее с вступительным словом на тему «Об актуальности проблемы взаимодействия с семьей на современном этапе проблемы взаимодействия с семьей на современном этапе» выступила старший воспитатель Мокшина О.С.
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.
«Три пути у человека, чтобы разумно поступать:
первый, самый благородный, - размышление,
второй, самый легкий, - подражание,
третий, самый горький, - опыт.

Конфуций
Каждый день из средств массовой информации мы узнаем об очередной трагедии, происшедшей с детьми в семье, либо в образовательной организации. Взрослые в ежедневной суете, в погоне за материальными благами и восхищении ложными звездами не замечают, что происходит в жизни их собственных детей. Чаще всего дети в ответ на свои вопросы слышат: «Я занят (а)», «Не мешай», «Я сегодня очень устал(а)» и т.д. Современный родитель тратит очень много времени на работу, но радует то, что есть такие родители, которые, не смотря на занятость, всегда могут уделить время для общения со своим ребенком. Мне приходится встречать и таких родителей, которые считают, что воспитанием их ребенка должны заниматься только специалисты образовательных и социальных учреждений, требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя. Жаль, что, достигая тех или иных благ, родители стараются их выставить напоказ, не замечая никого на своем пути, даже своего ребенка. В такой ситуации страдают все, но прежде всего дети. Выходит, так - говорят, общаются, но не слышат друг друга, не откликаются. Совместное общение позволяет ребенку ощущать свою значимость, любовь и внимание со стороны взрослых. Он развивается, принимает опыт общения, осознает свою значимость, понимает, что его любят и ценят.
Если рассматривать противоречия между новым и старым, желаемым и действительным, сложилась следующая ситуация:
Новые установки ДОУ Традиционные установки семьи
• Не желание обслуживать, стремление к взаимодействию;
• Стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам;
• Стремление к открытости;
• Стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами;
• Усталость от декларативности в
общении, желание перейти от слов к
Делу;
• Стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец»
• Сложившееся традиционное отношение к ДОУ как обслуживающему семью институту, взявшему на себя функции воспитания;
• Избегание совместной с педагогами проектной творческой деятельности;
• Закрытость или частичная открытость, защита своего семейного мира от постороннего вмешательства и др.
• Доминирование монолога в отношениях с семьей, низкий уровень диалогического общения;
• Центрация педагогов на вербальных формах работы с родителями, отсутствие необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей;
• Низкий уровень понимания связи между развитием ребенка и семьи
В сфере дошкольного образования возникла ситуация, когда работа с семьей не стала давать прежних положительных результатов, поскольку прежние способы работы морально устарели и не стали действовать в новых условиях информационного общества. Достижение положительного результата взаимодействия на фоне глобальных проблем кризиса затруднено. ДОУ как открытая система не может не отвечать на вызовы времени и отстраняться от глобальных проблем, которые происходят в мире и стране. Это и качество жизни, кризис семьи как социального института, экономические проблемы. «Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.... Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума» (Приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. №90/30 16 «О взаимодействии образовательного учреждения с семьей»)
Если рассматривать проблему на уровне региона: отношение власти к системе дошкольного образования - оптимизация, сокращение и отсутствие специалистов в сфере взаимодействия с семьей. Эта же проблема на уровне семьи - проблемы с работой, жильем, разводы.
Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Со вторым вопросом выступала Демина С.В. по теме «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС». Светлана Валентиновна рассказала о том, что одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. ФГОС стимулирует сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия.
Так же одним из основных подходов в работе с родителями должен стать дифференцированный подход. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Задача педагогов ДОУ за-интересовать и привлечь родителей к сотрудничеству с коллективом педагогов ДОУ, через использование как традиционных, так и новых форм взаимодействия.
Караченкова Н.В. выступала по теме «Трудности специалистов ДОУ при взаимодействия с родителями воспитанников и их причины». Наталья Викторовна познакомила нас с тем, что родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи.
Для определения основных проблем сотрудничества ДОУ и родителей было проведен опрос педагогов и родителей о причинах непонимания между родителями и педагогами.
По мнению педагогов ДОУ причинами непонимания между родителями и педагогами являются:
 Родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития;
 Перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;
 Низкий культурный и педагогический уровень родителей.
 Родители равнодушны к своим детям и детскому саду;
По мнению родителей ДОУ причинами непонимания между родителями и педагогами являются:
 Невнимание к детям со стороны воспитателя;
 Не показывают в полном объеме работу с детьми;
 Мало практической информации;
 Только поучают так надо и так надо;
На сегодняшний день воспитательные функции семьи ослаблены, так как родители долгое время были ориентированы на общественное воспитание. Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности. В связи с этим образовательному учреждению необходимо, с одной стороны, обеспечить ответственность родителей за воспитание детей, а с другой -подготовку семьи к реализации этой задачи. В тоже время следует осуществлять поиск новых форм взаимодействия семьи с дошкольными учреждениями.
По итогам анкетирования с родителями по вопросам воспитания и обучения детей были выявлены следующие основные проблемы:
 Родители испытывают трудности в общении с педагогом;
 Мало обращаются за советом к педагогам;
 От педагога детского сада ожидают :полезных и нужных советов, рекомендаций; общения с родителями на равных.
В целом опрос показал, что существуют некоторые области непонимания между детским садом и семьей.
Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современной дошкольной организации. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.
А для создания единого пространства развития ребенка необходимо выполнять ряд условий:
 взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
 учет индивидуальности каждой семьи (возраста, образования, образа жизни, материального и педагогического уровня);
 использование разнообразных форм работы с родителями;
 одновременное влияние на родителей и детей;
 систематичность и последовательность в работе с родителями;
 соблюдение педагогического такта;
Новые требования к структуре ООП предполагают, что родители являются - активными участниками образовательного процесса.
А для того, чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс, необходимо правильно построить с ними разговор, вовлечь в интересное дело, предложить идею.
Далее Гомоюрова Л.И. выступила по теме «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями». Любовь Ильинична познакомила педагогов с тем, что многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей – не только в родителях, но и в себе. Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педа-гогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
3. В третьей части, старший воспитатель провела деловую игру «Умники» и «Знайки».
4. Далее присутствующие приняли участие в обсуждении и принятии решений.
Решение педагогического совета:
1. Воспитателем всех групп разработать конспект родительского собрания в
нетрадиционной форме, которое будет проведено с родителями.
Сроки: март 2021 г., Ответственные: воспитатели
Все решения приняты единогласно.

К списку
Создано: 01.03.2021 11:30:17   |   Изменено: 01.03.2021 12:29:54
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Татарский танец
Фотографии