Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Игрушки моего малыша

Автор: Лайкина А.А.
|Должность: воспитатель, МДОУ "Детский сад №5"
  Из множества вещей окружающих ребёнка - дошкольника, для него важней всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребёнка.
 Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и много жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщённой форме представлены типичные свойства предметов, в т.ч. людей и животных, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.
 Однако взрослые не всегда серьезно относятся к тому, какая игрушка нужна ребенку, рассуждая: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Если родители смотрят на игрушку как на забаву, то дети относятся к ней со всей серьезностью, находя в ней возможность дополнить свое понимание к жизни, обрести радость творчества.
 Для детей раннего и младшего возраста на современном рынке широко представлена продукция западноевропейского производства. Это сборно-разборные игрушки со звуковыми и световыми эффектами, вращающимися и перемещающимися частями, различных размеров и конфигурации, волчки, шары, мячи, кубики, пирамидки, каталки и качалки, способствующие моторному и сенсорному развитию. Характерными особенностями таких игрушек являются их яркость, оригинальность образов, применение современных промышленных материалов в их производстве, в основном резины и пластика, что отвечает гигиеническим требованиям и делает их безопасными и удобными в использовании.
 Продукция отечественного производства представлена в большинстве своем деревянными изделиями: матрешками, каталками, качалками, дергунчиками и другими игрушками-забавами, воплощающими близкие ребенку образы. Именно поэтому современная отечественная игрушка, сохраняющая традиции русской народной деревянной игрушки, кроме возможностей для развития сенсомоторной сферы малышей обладает огромным воздействием на становление нравственности ребенка с ранних лет его жизни.
 С младшего дошкольного возраста особое внимание обращено на образную игрушку, без которой возможна сюжетно-ролевая игра. Большая роль отводится куклам мягко набивным, пластиковым, резиновым, а также игрушкам, изображающим животных. Цветное оформление и привлекательность материала, прежде всего ткани и меха, определяют особое эмоциональное отношение к ним детей.
 Из всех видов игрушек кукла наиболее полно представляет человека. Именно на куклу в силу ее особенностей накладывается «ответственность» на воспитание души ребенка. Поэтому стоит задуматься, какое отношение к человеку и какие качества могут воспитывать зарубежные куклы с искажением пропорций тела или куклы в роскошных нарядах с полным набором дамских принадлежностей для ухода за внешностью. Не приводит ли увлеченность ребенка такими игрушками к формированию ограниченности, черствости, потребительских тенденций? Многообразие современного ассортимента кукол таково, что охватывает все возрастные категории — от младенцев до подростков, поэтому здесь требуется грамотная помощь взрослого для max реализации заложенного в них познавательного и нравственного потенциала.
 Специфический вид кукол — бибабо, перчаточные воплощающих традиционные образы русских народных сказок, былин, авторских сказок, а также знакомые образы отечественной мультипликации – требует специального обучения ребёнка в управлении и действии с ними. Такие игрушки в сочетании с материалами для сценической деятельности — костюмами, масками, париками, различными аксессуарами — помогают развивать творческие способности ребенка.
 Особое место занимают игры и игрушки, направленные на развитие познавательной сферы детей, коммуникативных, конструктивных, творческих и других способностей, которые стимулируют и упражняют различные виды мышления, памяти, речи, воображения. К таким игрушкам относятся различные виды конструктора, строительного материала, лото и домино, мозаика, кубики, сборные технические модели, настольно-печатные игры, графические рамки и вкладыши и многое другое.
 В группе развивающих игр и игрушек особое место занимают компьютерные и электронные игрушки. Но, ограничивая ребенка набором компьютерных образов и символов, нарушается полнота контактов с окружающим миром, тормозится развитие эмоционально-личностной сферы. Поэтому такие игры требуют контроля со стороны взрослых. Например «Тамагоччи» - с одной стороны воспитывает привязанность, ответственность, но без грамотного руководства взрослого способна развить равнодушие к реальному окружению или даже невроз при индивидуальной предрасположенности психики ребёнка.
 Одним из видов современных игрушек, является военная игрушка, включающая различного рода оружие, технику, а также кукол-героев «звездных войн», боевиков, фильмов ужасов и прочей кинопродукции, которыми наводнен современный рынок. Несмотря на противоречивые оценки с ее помощью можно формировать у детей представление о том, что право на ношение личного оружия, даже если оно игрушечное, надо заслужить, что оружие не должно находиться в руках человека, обижающего слабых. Увлечение детей военными играми и игрушками можно использовать для подготовки к изобразительской деятельности, предложив, например, подумать над тем, как организовать с помощью этих игрушек тренировку глазомера, наблюдательности, выдержки, меткости.
 Для детей всех возрастов необходимы игрушки для игр на воздухе и спортивных занятий – это каталки, мячи, прыгалки, кегли и другие игрушки. Способность ориентироваться в многообразии игрушек еще не гарантирует благополучности ситуации «ребенок — игрушка». Часто взрослые покупают ребенку ту игрушку, которая чем-то понравилась им. Если при выборе игрушки для маленького ребенка взрослый не может полагаться на мнение, желание малыша, то ребенок постарше может вместе с родителями обдумать, как можно играть с новой игрушкой, как использовать вместе с ней те, которые уже есть. «Сюрпризы» родителей часто не попадают в цель и вместо радости вызывают огорчение.
 Сломанную игрушку надо или починить, или убрать, чтобы ребенок не считал, что такая игрушка — это уже ненужный хлам. Бывает, что ребенок играет и со сломанной игрушкой, и она мила ему, даже любима.
 Не надо покупать сразу много игрушек, от их большого количества ребенок устает, что может вызвать капризы и равнодушие к вещам.
 Важно, чтобы игрушка не стесняла ребенка, чтобы он мог с ней делать все, что ему захочется, чтобы она помогала развиваться всем его способностям. И формируя игровую среду ребенка, любой взрослый должен это помнить.
  Итак, важнейшим требованием к игрушке является соответствие содержания, образа игрушки идеалам воспитания нашего общества.
• Игрушка должна удовлетворять стремления ребёнка к активности и возбуждать её.
• Образная игрушка должна быть реалистичной.
• В хорошей игрушке гармонически сочетаются конструкция, пластическая форма с цветом, окраской.
• Конструкция игрушки, материал, из которого она изготовлена, должны быть безопасны для ребёнка и, отвечать основным гигиеническим требованиям.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 16.12.2015   |   Изменено: 16.12.2015 23:06:05
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Итоговое занятие по кружку "Мир дому твоему" Суркова С.В.
Фотографии