Памятки, советы, рекомендации
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
|Должность: воспитатель, МДОУ "Детский сад №5"
«Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста»
В настоящее время воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста наиболее актуально. Такие режимные процессы, как кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур занимают существенную часть времени бодрствования ребенка. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
Для правильной организации воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимо наладить педагогическую технологию организации режимных моментов. Умывание, кормление, одевание, как себя вести. Но как это все донести до непонятливого маленького незнайки. Ну, конечно, через стихи и сказки. Как известно, дети легче воспринимают стихотворную и сказочную формы познания мира. Малышу трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок он обязательно выучит и будет с удовольствием повторять и действия, одновременно с ним проговариваемые.
Задачами родителей являются:
- формирование умения овладевать культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
- повышение педагогической компетентности родителей в воспитании у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
- побуждение детей к самостоятельности.
Для наглядности - оснастите пространство квартиры учебно-дидактическими пособиями, рисунками по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей. Можно организовать уголок Мойдодыра в ванной комнате (правильное мытье рук с мылом и вытирание полотенцем). В игровой - Стенд доктора Айболита, аптечку ( бережное отношение к здоровью и доверие к врачам). Рядом с горшком ребенка пусть стоит горшок для куклы или зайчика.
Так как игровая деятельность является основной деятельностью ребенка, необходимо в процесс воспитания включать ролевые игры: Дочки-матери; плавание-купание; лечим кукол, животных; кормление кукол, животных; парикмахерская для кукол.
Помимо использования игровых схем, можно внедрять фольклорное содержание обучения. Посредством детского фольклора, малыш лучше запоминает и устанавливает причинно-следственные связи.
Фольклор – сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклинки, пестушки.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Примеры использования детского фольклора в обучающих играх:
При умывании:
«Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтоб глазки блестели,
чтоб щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок».
При одевании и раздевании:
«До чего же хороши
и нарядны малыши,
как смотреть на вас приятно,
все одеты аккуратно».
При расчесывании и заплетании:
«Петушок-петушок,
принеси мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
кудряшки расчешу».
При кормлении:
«На моей тарелочке
рыженькая белочка.
Чтоб была она видна,
все съедаю я до дна!»
Во время зарядки: «Малыши-крепыши
вышли на площадку,
малыши-крепыши
делают зарядку!
Раз-два, три-четыре.
Руки выше! Ноги шире!»
В то время, как с детьми проводится образовательное развитие по данному направление по игровой схеме, а с родителями необходимо следующие эффективные формы работы:
- Индивидуальные беседы.
- Стендовые консультации.
- Родительские собрания.
- Анкеты.
И работа с детьми, и взаимодействие с родителями, приносят свои результаты, детки привыкают к режиму и привитые навыки закрепляются в их повседневной жизни.
Дата издания: 27.04.2016
Информация размещена с разрешения автора
Создано: 27.04.2016 | Изменено: 27.04.2016 23:01:08