Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Формирование гигиенических навыков и привычек

Автор: Иневаткина Любовь Николаевна
|Должность: воспитатель группы раннего возраста № 4, МДОУ "Детский сад № 5"
С первых дней пребывания ребенка в д\с взрослые должны стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей.
Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первые месяцы посещения д\с. Для комфортного самочувствия ребенка в этот период большое значение имеет то, в какой мере у него сформированы необходимые КГН и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.).
Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию этих навыков и привычек  (еще маленький, в детском саду научат и т.д.). Многие дети приходят в д/с, не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок - привыкли к памперсам, не умеют раздеваться, пользоваться носовым платком, мылом, полотенцем и т.д.
Вырабатывать у детей КГН необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть посильны и выполнимы.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению: как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Наташенька будет кушать», «Мишенька пойдет спать» и т.д. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает его). Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.
Обучение некоторым навыкам, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.
Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.
При формировании навыков многосоставного действия необходимо также научить определенным действиям, используя показ, совместные действия, упражнение в действии, например: «Подставь руки лодочкой», «Хорошо вытирайся полотенцем. Разверни его, положи на ручки. Вытирай лицо. А теперь ручки. Каждую ручку вытри и с той и с другой стороны. Вот так. Молодец».
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Их поведение должно служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей, обращать  внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
Огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Необходимо более широко пользоваться в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка.  Например: «Я не напомнила Варе, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!».

Литература:

1. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000. – 58с
2. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. / Дошкольное воспита-ние.-1989- №11-17-21с
3. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Про-свещение, 1987.-95с
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1997-240с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просве-щение, 1991-160с.
6. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Самору-ковой П.Г. -М.: Просвещение, 1988-256с.
7. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре./ Дошкольное образование - 2004 -№ 1-51-52с.
8. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
9. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.
11. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.
12. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку./Дошкольное образо-вание. - 2008-№10-53-59с.
13. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности./ Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.


Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 28.11.2016   |   Изменено: 28.11.2016 08:58:05
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Кукольный театр "Колобок"
Фотографии