Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

"Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

Автор: Громова Ольга Сергеевна
|Должность: воспитатель группы раннего возраста № 5, МДОУ "Детский сад № 5"
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.  В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так кА он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движения.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

С какого возраста можно начинать выполнять упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
1) поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз;
2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;
3) растирать пальчики  спиралевидными движениями;
4) катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
5) рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
6) перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или двумя одновременно.
Помните! Любые упражнении будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
   Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
   Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
   Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
   Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
Дети в возрасте до 2-х лет:
-Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.
«Погладим кошку»
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)
-С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики,  коготки, колечко, клювик)
«Кошка показывает коготки»
Если когти точит кошка,
Будет дождик за окошком.
(Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы развести в стороны, согнув кончики пальцев.)
Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.
Дети  в возрасте 2 - 3 лет:
-Выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
"Капустка"
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
(Имитируют движения в соответствии с текстом.)
-Делают простые фигуры из пальчиков одной руки.
"Зайка"
Зайка серенький сидит,      
Он ушами шевелит.                          
Вот так, вот так.                                
Он ушами шевелит.                          
(Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»)
Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.
-Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
«Зайка книгу нашёл»
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.)
Дети 3 – 4 лет:
-Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение.
«Козочка»
Вижу у козочки острые рожки.
(Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.)
Я убегу от неё по дорожке.    
(Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.)
Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.
-Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук.
«Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - это Я.
Вот и вся моя семья.
(На слова последней строчки выпрямить все пальцы.)
Дети  с 4 до 5 лет:
-Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.
Рассказ.
Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).
В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки – это «птенцы»).
Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки.)  
Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»).  
Кот испугался и убежал (изобразить кота).
-Играют в игры с совмещением пальцев обеих рук
«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок")
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять  
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)
Начинай считать опять.  
Раз, два, три, четыре, пять.  
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями)
-Изображают в играх разные фигурки обеими руками одновременно.
"Зайчик и кочан капусты"
Встал зайчишка рано, вышел на поляну.
(кончики пальцев руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши).
По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.
("шагают" указательным и средним пальцами одной руки по столу; показывают кулак другой рукой)
Стал зайчишка с хрустом  грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.
("заяц" грызет «кочан»)
Съел, уснул… Проснулся – сладко потянулся!
(с усилием растопырить все пальцы)
Дети  5 - 7 лет:
-Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка:
Шишечки,
(показать кулачки)
Иголочки,
(вытянуть указательные пальцы вверх)
Шарики-фонарики,
(пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук)
Зайчики
(указательные и средние пальцы рук изображают «ушки»)
И свечки,
(соединить ладони рук)
Звёзды,
(растопырить пальцы рук)
Человечки.
(указательные и средние пальцы рук изображают «ножки»)
-Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
«Здравствуй!»
Я здороваюсь везде:
(большой палец правой руки поочерёдно в ритм стихотворения касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца)
Дома и на улице.
(повторить)
Даже «Здравствуй!» говорю
(повторить на левой руке)
Я соседской курице!
(повторить)
Литература:
1.  Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях : практ. пособие для педагогов и родителей / О. А. Новиковская. - 2-е изд. – СПб. : КОРОНА Принт, 2009. – 269 с. : ил. - (Рекомендовано логопедам и родителям).
2.  Пальчиковые игры : [развиваем мышление, речь, мелкую моторику : для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт.-сост. Е. Шарикова ; худож. Т. Чижкова]. – М. : Стрекоза, 20с. : цв. ил.
3.  Пальчиковые игры : [развиваем мышление, речь, мелкую моторику : для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт.-сост. Е. Шарикова ; худож. Т. Чижкова]. – М. : Стрекоза, 20с. : цв. Ил.



Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 05.12.2016   |   Изменено: 05.12.2016 16:34:14
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Танец моряков
Фотографии