Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Игры для закрепления формы множественного числа

Автор: Исаева Н.А.
|Должность: учитель-логопед, МДОУ "Детский сад № 5"
   Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
   Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.
   1. Игра "Один - много".
   Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
   Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.
   Педагог показывает картинку и называет: шар.
  - А у тебя, - спрашивает педагог, - что на картинке?
   Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
   Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
   2. Игра "Лови и называй".
   Педагог: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
   Педагог бросает мяч ребенку, называя слово "дом"; ребенок возвращает мяч, называя слово "дома". Учить ребенка сочетать движение со словом. Педагог называет от пяти до восьми слов.
   3. Игра " Играем со словом"
   Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием "ы".
   4. Игра "Измени слово".
   Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
   5. Игра " Назови одним словом"
   Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.
   Игры для уточнения формы родительного падежа:
   1."Угадай, чьи это вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Педагог называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
   2. "Угадай, чьи это хвосты". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов.    Педагог показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".
   Игры для уточнения формы дательного падежа:
   1. Игра "Кому нужны эти вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).
   2. Игра "Подарки" Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
   3. Игра "Гости". На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: "Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.".
   Игры для уточнения формы винительного падежа:
  1.Игра "Кто самый наблюдательный". Дети должны называть, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.
  2.Игра "Ответы на вопросы" Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
  а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?
  б) Что ты любишь?
  в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.
  Игры для уточнения формы творительного падежа
  1. "Профессии" Ответы на вопрос "кто чем работает?" по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.).
  2. Игра "Назови слова" Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.
  3. Игра "Назови пары" Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.
  Игра для уточнения формы предложного падежа:
  Игра "Помоги животным найти свой домик". Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища
  Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.
  1. Игра "Большой маленький".                                                                                                                                                                    Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
   Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
   Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
   Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов "большой" и "маленький".
   Это? - показывает на маленький кружок.
   Ответ ребенка: кружок.
   А это? - показывает педагог на большой круг.
   Ответ ребенка: круг.
  Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
  Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.
  Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
  Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
  Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
  Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
  Ответ ребенка: елка, шар, мяч, елочка, шарик, мячик.
  Игра в образовании сложных слов игра "Эхо".
  • листья падают - листопад
  • сам ходит - самоход
  • снег падает - снегопад
  • мед носит - медонос
  • вода падает - водопад
  • звонит попусту - пустозвон
  • звезды падают - звездопад
  • сено косит - сенокос
  • разводит сады - садовод
  • везде ходит - вездеход
  • разводит лева - лесовод
  • база для нефти - нефтебаза
  • перевозит лес - лесовоз
  • ходит на атомной
  • энергии - атомоход
 • сам летит - самолет
 • пыль сосет - пылесос
 • воду возит - водовоз.
  Игра "Назови сколько".
  Картинки перевернуты, ребенок их не видит.
  Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.
  Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Педагог предлагает назвать, что на карточке.
  - Это : (ребенок наугад называет любой предмет).
  Педагог переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.
   Педагог: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.
   Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.
 - Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - педагог предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. -   Что на карточке?
  Ответ ребенка: Кружки.
  Педагог: сколько кружков?
  Ответ ребенка: Два.
  Педагог кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.
  Педагог: Назови предметы, добавляя число 2.
  Образец: два мяча, две елочки :продолжай.
  Педагог меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.
  Педагог: Открой глаза и посмотри, что изменилось.
  Ребенок: Новая карточка.
  Педагог: Сосчитай, сколько кружков на карточке.
  Педагог предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.
  Образец: 5 мячей, 5 елочек.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 24.05.2018   |   Изменено: 24.05.2018 09:56:09
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Занятие во второй младшей группе "Зайчик в гостях у ребят"
Фотографии