Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

«Развитие связной речи дошкольников через составление рассказов по серии картинок»

Автор: Новицкая Анна Иосифовна
|Должность: Воспитатель
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.  Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.  Разработана система занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие развитию связной речи детей: •использование на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия; •включение в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи; После прослушивания рассказов сверстников предлагаем выбрать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор. Перед выполнением задания обязательно делаем установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощряем детей, которые выполняют данное требование. Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;  
С целью формирования повествований согласно серии сюжетных иллюстраций рекомендуем ребятам красочные, яркие, довольно большие иллюстрации ясного нахождения в отсутствии излишних элементов. Взамен физкультминуток применяем учащие вид развлечения, однако даем им динамический вид. В уклонение исполнения задач согласно придумыванию повествований одними также этими ведь методами, рекомендуем ребятам различные виды, рекомендуются технологией; согласно способности заканчиваем деятельность забавой развивающего нрава. Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок на основе проводимых занятий,  опираемся на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта. С целью диагностики уровня развития связной речи детей предлагались следующие задания: пересказ знакомой сказки (без наглядности и по иллюстрациям); рассказывание по картинке; составление описательного рассказа по предметной картинке (с использованием схемы и без неё).   Предполагалось, что применение иллюстраций в процессе пересказа оказывает положительное влияние на воспроизведение текстов, их связность.  Пересказы детей с опорой на иллюстрации более содержательны, связны, структурно оформлены. В ходе пересказа сказки без иллюстраций часть детей нарушала некоторые существенные моменты: последовательность ; выпускались целые фрагменты в содержании сказки (см. примеры пересказов выше).
Обучения согласно сведениям типам рассказывания ведутся единственный один раз во месяцок, чередуя их товарищ со ином: 5 уроков согласно обобщению повествований согласно зрелище также 4 - согласно обобщению повествований согласно серии сюжетных иллюстраций. Другие разновидности уроков согласно учебе складной выступления (изложение писательских творений, творение креативных повествований, формирование схематичных повествований об объектах, предметах также явлениях натуры) ведутся во согласовании со многообещающим планированием. Мастерства также умения согласно обобщению повествований, приобретенные во ходе намеренно-созданного преподавания, фиксируются во коллективной работы педагога со ребенком, во персональной труде, но кроме того во процессе партнерства со отца с матерью учеников. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. В этой связи встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. Общение с детьми, наблюдения за ними в повседневной жизни, изучение уровня освоения умений и навыков детей в процессе составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок убедили в том, что необходимо создать серию конспектов по данным видам рассказывания. Для этого отобраны более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. Диагностика и наблюдения за детьми показали, что выполнить задание по составлению рассказа по картине или серии сюжетных картинок детям очень трудно.
Для развития связной речи мы использовали следующие картины и серии сюжетных картинок: «Купание медвежат» ; «Кролики» ; «Кошка с котятами» ; «Как подружки котёнка спасли». Поскольку свою задачу мы видим не только в обучении детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и в формировании устойчивого интереса к занятиям по развитию речи, то для меня было важным сосредоточить внимание на всех частях занятия.
Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Например, на занятии по составлению рассказов по картине «Кошка с котятами» сообщено детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко. В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней.  На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке» также сообщили, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. А вот, кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключался в том, что детям нужно было отгадать слова на карточках путём подбора букв. В итоге получились слова медвежонок, ёж, пчела, лес. Дети с интересом выполняли задание, т. к. они были заинтригованы, им было интересно справиться с подобным заданием. Далее детям были представлены картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжилась общему мнению и сказать правильный ответ. Как видно из выше предложенных, везде один результат: начало занятия создаёт интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности. Нами  уделено большое внимание не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий мы часто используем соревновательные, познавательно-побудительные мотивы Работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но я думаю, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.  Мы заметили, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями.
Например, при составлении рассказа по картине «Верблюды» при рассматривании картины я использовала упражнение «Я начинаю - вы продолжаете». В данном упражнении дети упражнялись в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляли подобные образцы в составлении собственных рассказов. На этом же занятии дети играли в игру «Волшебная цепочка». Её смысл заключается в том, что я должна была сказать несколько коротких предложений. Например, «На картине изображена верблюдица». Кто-то из детей (по моему выбору) должен был дополнить моё предложение ещё одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавлял ещё одно слово, и, таким образом удлинял предложение ещё на одно слово. Получалась следующая цепочка: «На картине изображена большая горбатая длинноногая мощная верблюдица».
Мы уверены, что, если бы не проводили работу по данным разделам развития речи таким образом, то результаты были бы не такими успешными. Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи. Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети стали намного наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев. В результате не терпится выделить, то что технология развития связной речи ребенка дошкольного года станет эффективна присутствие следовании последующих обстоятельств: формировании логики, способностей структурирования слова посредством намеренно созданные обучения; использования изменчивой наглядности, обогащающей сущность младенческого монолога; применения специализированных речевых процедур, нацеленных в формирование абсолютно всех краев выступления, в особенности ее семантики..

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 23.11.2019   |   Изменено: 23.11.2019 10:42:06
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Кукольный театр "Колобок"
Фотографии