Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»

Автор: Громова О.С.
|Должность: воспитатель, МДОУ "Детский сад № 5"
       Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Игра для ребёнка - это естественное состояние,  играя он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний.
       Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
       Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
       Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.
Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним , принимая позицию партнера, а не учителя.
Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.
    Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребенку только что купили игрушку, и он не знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребенка истощается, игрушка становится неинтересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребенком, родителям важно следить за своим тоном. Спокойный, ровный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет ребенку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
       Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
       С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания - игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
       Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
       Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; со строительным материалом, в настольные игры, сюжетно - ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные.
       Игры могут быть свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят. Они дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребёнка. Организованные игры тоже знакомят с детьми, а также служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное - для развития чувства товарищества. Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе. Не знаете, во что? Посмотрите ниже, предлагаемые  игры не просто интересные, но и полезные.
1. Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий - мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей .
2. Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.
3. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик .
4. Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями .
5. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.
6. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.
7. Фигура-коврик. Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге подходящее по размеру лицо, вырезаем и прикладываем.
       В семье надо постараться создать соответствующие условия для таких игр. Пусть ваш дом гостеприимно распахнёт двери для сверстников вашего сына или дочери. Приобщайте своего ребёнка к играющим, когда он гуляет во дворе или в сквере, проводит вместе с вами отпуск на даче, в деревне, в семейном пансионате. Задача родителей - содействовать возникновению коллективных игр, эффективному средству формирования в ребёнке общественных навыков.
       Чтобы игры детей были наполнены воспитывающим содержанием, отражали общественные явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем, знакомить с событиями современности, образом жизни и трудом людей. Непосредственные наблюдения за окружающей жизнью, детская художественная литература, радио - и телепередачи, рассказы взрослых помогают ребёнку осмысливать то, что он видит, и создают предпосылки для возникновения игр.
      На доступных детскому пониманию фактах следует раскрывать суть общественных явлений и отношений людей. Например, вы с ребёнком утром выходите из дома. Привлеките его внимание к трудовой жизни города: почтальон уже принёс для жителей дома письма и газеты; дворник подметает двор, наводя чистоту и порядок; работники транспорта везут людей в разные концы города на работу; в детском саду повар, врач, воспитатели ждут детей, готовы к началу трудового дня. Объясните ребёнку, что труд каждого важен и нужен для других, от этого зависит благополучие людей. Вы вошли с ребёнком в автобус. Обратите внимание ребёнка на то, как ведут себя пассажиры: вежливо просят разрешения пройти, уступают место маленьким детям, пожилым людям, женщинам, проявляя внимание и вежливость - так стараются создать взаимное удобство в пути и т. п.  Во время игр обращать внимание на усвоение и соблюдение ребёнком норм нравственности. Ребёнок должен знать, что играть в шумные игры, когда взрослые отдыхают или заняты своими делами, не полагается. В это время лучше играть в тихие, спокойные игры. Например: Дети играют в мяч в коридоре. Мяч залетает то на кухню, где готовит мама, то в комнату, где занимается брат - старшеклассник. Детям сделали замечание, они закрыли двери на кухню и в комнату. Однако шум, смех, возня с мячом не даёт брату сосредоточиться, и он попросил детей поиграть в тихую игру, его поддержал папа. Мама возразила, сказав, что у детей свои дела, а у взрослых свои.
      В подобных ситуациях единственное правильное решение: переключать детей на игры, требующие от них сосредоточенности и тишины. Это приучает ребёнка уважать дела старших, вырабатывает в нём деликатность, умение определять, во что играть, подчиняя свой замысел удобствам окружающих.
      Надо объяснять ребёнку, в какие игры можно играть дома, а в какие - на прогулке. Игры с мячом, в классики, прятки, бадминтон уместны на прогулке в сквере, а не в помещении, где небольшое пространство и можно что - то разбить или испортить. Но и на у лице, затевая подвижную, шумную игру, следует учитывать, не причинишь ли ты неудобство окружающим. Если рядом в коляске малыш или читают взрослые, то игры в мяч или бадминтон здесь неуместны.
       Культура игровой деятельности во многом зависит от условий, в которых развёртывается игра, поэтому у ребёнка дома должен быть специально выделенный уголок. Если имеется отдельная комната для ребёнка, то в ней отводится значительное место для игр. Обычно это самое удобное и хорошо освещённое место, защищённое от сквозняков и удалённое от отопительных приборов. Если ребёнок знает, где можно взять игрушку, куда её положить после игры, это приучает его к порядку, содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке. Главное, он играет там, где никому не мешает, поэтому его игра протекает более полноценно. Здесь всё к его услугам: детский стол, стульчик, шкаф для игрушек или полка, достаточное (но не избыточное) количество разнообразных игрушек. Нельзя сбрасывать со счетов развивающую сторону игры. Ребенок, играя в настольную игру, даже самую простую, развивает свою фантазию, учится быстро считать, учится принимать какое- то решение и начинает понимать взаимосвязь между принятием решения, своими действиями и их результатом. Его ошибочные действия очевидны для него самого и он уже начинает думать, как их не повторить или избежать, понимает какая ситуация плохая, а какая – хорошая. У него развивается не только тактическое, но и стратегическое мышление.
   Приобретая игру  важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игра ему нужна. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игры  на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
       Игры: «лото», «домино», «парные картинки», открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
       Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игру,  и он знает, как в неё играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игра  становится неинтересной. Здесь нужна помощь старших- подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
       Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
       Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа лото, домино, шахматы. Необходимо играть с ребёнком в игры с природным и бросовым материалом: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т. д.
       Играйте вместе с детьми! Вместе играя и радуясь, вы сможете построить и оздоровить ваши взаимоотношения. В игре лучше всего создаётся безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.

Список литературы.
1.     Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. – М.: Владос, 1990.
3.     Богославский В. В. и др. Общая психология. - М.: Просвещение, 1981.4.   . Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
5.     Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1986.
6.     Венгер  Л.А.,  Дьяченко  О.М.  Игры  и  упражнения  по  развитию умственных способностей у  детей  дошкольного  возраста.  - М.: Просвещение, 1989.
7.    Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений-3-е изд.- М.: издательский центр «Академия», 2006.-384с.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 21.03.2022   |   Изменено: 21.03.2022 09:33:40
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Занятие по развитию речи "Моя семья"
Фотографии