Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей "Нарушения речевого развития в дошкольном возрасте"

Автор: Исаева Н.А.
|Должность: учитель-логопед, МДОУ "Детский сад № 5"
Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков.
Сложное нарушение звукопроизношения влечет за собой и другие дефекты. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки. Его словарь не пополняется теми словами, в которых есть труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает отставать, а затем значительно отставать от возрастной нормы.
По той же причине не формируется грамматический строй речи, поэтому у ребенка может появиться ОНР (общее недоразвитие речи). И если его не устранить в дошкольном возрасте, то у ребенка будут наслаиваться вторичные нарушения( нарушения письма и чтения- дисграфия, дислексия).Чем раньше приступить к коррекции, тем лучше.
КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ ?
Сейчас уже достаточно широко известно, что здоровье детей закладывается не только задолго до его появления на свет, но и за долго до зачатия. И вовсе не дело случая, каким он появится на свет: сильным или слабым, с хорошей или плохой сопротивляемостью, с большими или малыми возможностями последующего интеллектуального развития.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:
1. Определенная степень зрелости различных структур головного мозга.
2. Правильная и координированная работа голосовых, дыхательных систем, органов артикуляции.
3. Развитие слуха и зрения, двигательных навыков и эмоций.
4. Формирование потребности в общении
Овладение речевой деятельностью предполагает способность говорить и понимать сказанное. В большинстве случаев необходимо обращать внимание и на психо-физическое развитие ребенка от рождения. Поэтому даже небольшие отклонения от нормы развития в последствии могут влиять негативно на становление и развитие речи (задержка лепета, гуления, проявления различной неврологической симптоматики- парезы, параличи речевого аппарата, нарушения в строении речевого аппарата и т.д.)
Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные
внешние признаки, так и охватывающие системно различные уровни
речевой деятельности, которые в свою очередь могут и не иметь внешних проявлений и являются стертыми. При работе с такими детьми очень долго идет этап автоматизации полученных знаний.
Чтобы определить, что ребенок отстает в речевом развитии, родителям необходимо учитывать и обращать внимание на все важные факторы развития ребенка, критические периоды, не пускать на самотек какие-либо настораживающие факторы, всегда держать на контроле слух ребенка.
В периоды развития ребенка на формирование речи неблагоприятно влияет:
1. Травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга.
2. Воспалительные заболевания головного мозга.
3. Недолеченные воспалительные заболевания уха, приводящие к снижению или утрате слуха.
4. Применение некоторых лекарств.
5. Поврежденный речевой аппарат до появления речи (приобретенные аномалии в строении челюстей, зубов в результате травм, сосание пальца…)
6. Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.
Родителям очень важно понять, что речь ребенка усваивается по подражанию, поэтому он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих. Поэтому ему необходимо обеспечить ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ для подражания. Неблагоприятное влияние оказывает БЫСТРАЯ НЕРЯШЛИВАЯ РЕЧЬ ОКРУЖАЮЩИХ. Обычно в этом случае развитие речи у детей задерживается. К тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи. В тех случаях, когда речь наиболее бедна по содержанию и неправильна грамматически, ребенку ничего не остается, как усваивать усеченный образец. В таких семьях на речь ребенка чаще не обращают внимания, не исправляют ее. Это пример ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Неблагоприятный фактор оказывает и ДВУЯЗЫЧИЕ в семье, каждый язык имеет своеобразие артикуляции. Особенно неразумным является СЮСЮКАНИЕ, которое выражается в подлаживании взрослой под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей.
В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находится 2 классификации речевых нарушений:
1. Клинико- педагогическая
2. Психолого- педагогическая (по Левиной)
В них одни и те же расстройства рассматриваются с разных точек зрения. В дошкольном возрасте имеют место следующие виды расстройств:
— ДИСФОНИЯ/ АФОНИЯ/ — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.
— БРАДИЛАЛИЯ- патологически замедленный темп речи.
— ТАХИЛАЛИЯ- патологически ускоренный темп речи.
— ЗАИКАНИЕ- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
-ДИСЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
— ДИЗАРТРИЯ- нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
— РИНОЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
— АЛАЛИЯ- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития.
— ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ( ЗРР )- наиболее медленный по сравнению с нормой темпом усвоения родного языка.
— ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
— ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) – это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи( лексики, грамматики, фонетики, семантики ) при нормальном слухе и интеллекте.
Каждая группа дефектов различается по форме, степени его выраженности. От этого и зависит характер коррекционной работы, формы и методы, а также сроки.
Необходимо затронуть и такой важный элемент как профилактика речевых нарушений. Если ее не проводить, то возможны переходы определенных нарушений на письменную речь (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ ) или наслоение вторичных нарушений на первичные .А это еще более сложный коррекционный процесс. Поэтому, все речевые нарушения желательно устранять в дошкольном возрасте.
Коррекцию всех этих нарушений проводит учитель- логопед. Родители под руководством логопеда дома закрепляют материал.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 03.02.2023   |   Изменено: 03.02.2023 12:48:05
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Осторожно мошенничество
Фотографии