Ссылки
Памятки, советы, рекомендации
Консультация для родителей "Как правильно играть с ребенком дома?"
|Должность: воспитатель, МДОУ "Детский сад № 5"
Параллельно с этой работой ребенку можно предлагать сенсорные игры.
Особенности сенсорных игр.
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку
новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
— зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание
друг в друга, смешивание):
— слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их
различать);
— тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений,
ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
— двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
— обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до
запаха деревянного забора и стальной перекладины);
Процесс изучения мира у маленьких детей проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности.
Во-первых, для маленького ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не
учитывая их свойства.
Отсюда вытекает цель проведения с ребенком специально
организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком.
Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый
получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий
важный шаг в развитии ребенка.
Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на
настроении и поведении ребенка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в
жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые
возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход
дальнейшего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для
расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения
сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые
представления о социальных взаимоотношениях.
Таким образом, проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие
ребенка, наладить с ним контакт.
Игры с ритмами.
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
В играх с ритмами можно использовать следующие приемы:
— хлопки в ладоши;
— топанье ножками;
— прыжки в определенном ритме;
— проговаривание текстов стихотворений;
— пение детских песенок.
Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с
ребенком предполагает:
— Сопровождение текста движениями;
— Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка
будет «запускать» пропевание ребенком песенки).
При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия.
Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.
Коммуникативные игры.
«Твоя ладошка, моя ладошка»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой
по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка...».
«Ладушки»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями
навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки...»
Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.
«Мы на лодочке плывем»
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к
аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:
Мы на лодочке плывем,
Тихо песенку поем:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» —
Покачнулись ты и я...
«Покатаем мячик»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо
добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется,
взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом
вместе с ребенком.
«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к
подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка
рассматривать их и ловить.
«Бумажный листопад (снегопад)»
Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции
и придание ему сюжетного смысла.
В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги
(отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».
«Мой кубик, твой кубик...»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение
соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить
кубик сверху и т. д.
«Кто сильнее подует?»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию,
«заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.
Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни
из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так,
чтобы кубики рассыпались.
«Снежки»
Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической
деятельности, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из
ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать
ребенка складывать «снежки» в коробку.
«Молоточек»
Цель: формирование положительных эмоций, формирование
способности к подражанию, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или
стучать рука в руке, проговаривая стихотворение:
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят.
«Занавесочка»
Цель: формировать произвольный выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая
инструкция «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
«Колокольчик»
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету
(колокольчику).
На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится
колокольчик.Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание,
затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает
малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
Варианты:
• использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;
- увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре
(ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится
колокольчик или погремушка).
Дата издания: 20.12.2023
Информация размещена с разрешения автора
Создано: 21.12.2023 | Изменено: 21.12.2023 08:37:28